Программа социально-экономического развития

ПРОГРАММА
социально-экономического развития города Бишкек на 2017-2020 гг. “Город благоприятных условий”

Раздел I. Введение

Программа развития города Бишкек на 2017-2020 годы “Город благоприятных условий” является комплексным стратегическим документом, определяющим ориентиры развития города Бишкек на ближайшие 4 года.

Необходимость разработки и реализации новой программы обусловлена динамически меняющимися внешними факторами, а также растущими потребностями жителей и гостей столицы. В мире сегодня нарастает конкуренция на уровне городов. Бишкек стремится занять свое достойное место в международном пространстве и быть одним из самых привлекательных городов Центральной Азии.

Успех развития города важен для всей страны, как для административно-политического, экономического, научно-образовательного, историко-культурного, туристического центра, главного транспортного узла республики, центра концентрации финансовых ресурсов.

Принятие данной программы совпадет с принятием программы Жогорку Кенешем Кыргызской Республики программы “Жаны доорго кырк кадам” и Концепция региональной политики на период 2018-2022 годов. В Программе Правительства Кыргызской Республики одним из 40 шагов определен шаг по развитию городской инфраструктуры, куда вошли перспективные проекты города Бишкек, разработанные в соответствии с данной программой городского развития. В рамках первого шага “Таза коом” Программы Правительства Кыргызской Республики предусмотрен комплекс мероприятий по внедрению “Умного города”.

Концепцией региональной политики на период 2018-2022 годов город Бишкек определен как пилотный наряду с 20 городами и населенными пунктами для формирования на их базе центров развития. Точкой роста первого уровня для города Бишкек является преобразование его в региональный сервисный информационно-коммуникационный центр.

Она также имеет преемственность с прежними управленческими и стратегическими документами города Бишкек, такими как Программа развития города Бишкек “Обновленная столица” на 2009-2012 годы, Программа социально-экономического развития Бишкек на период 2014-2018 годы “Город открытых возможностей”.

Разработка документа велась с учетом многочисленных пожеланий, ожиданий и нареканий жителей города Бишкек и его гостей. Функция Программы развития города – это координация деятельности всех созидательных и конструктивных слоев горожан, инициативных групп и муниципальных институтов, а также партнеров по развитию во благо устойчивого роста города Бишкек. Но вместе с тем, главная ответственность за реализацию будет лежать на мэрии города Бишкек и всех муниципальных службах.

Программа направлена на то, чтобы сделать Бишкек современным деловым центром, с развитой инфраструктурой, с уникальными социокультурными характеристиками, связанными с добротой граждан, уютом улиц и скверов, разнообразием городской жизни для всех поколений.

Раздел II. Анализ текущей ситуации

Глава 1. Информация о Бишкеке

Сегодня город Бишкек – столица, душа и сердце Кыргызской Республики, ее политический, экономический, научный и культурный центр, главный транспортный узел.

Город стремится к новой жизни. Он стремительно преобразовывается в условиях свободного предпринимательства, требований адекватного соответствия динамично развивающегося мира, новых возможностей и технологий.

Расположен город Бишкек на севере республики в предгорье Тянь-Шаня, на высоте 700-900 м над уровнем моря. Благодаря своему географическому расположению, город находится вблизи красивейших природных достопримечательностей и является одним из центров международного туризма в Центральной Азии.

Город Бишкек – город, богатый природными ресурсами для комфортного и экологичного проживания, это вкусная чистая питьевая вода, свежий воздух, красивая природа, белоснежные горы, умеренный климат и другое.

Здесь сосредоточено большинство музеев, галерей, магазинов, парков, скверов, площадей, ресторанов и кафе. Бишкек является крупнейшим научно-образовательным центром в Центральной Азии, где обучается наибольшее количество иностранных студентов.

Будучи столицей, Бишкек принял и разместил посольства иностранных государств и представительств международных организаций. В Бишкеке сосредоточены высшие органы государственной власти республики, представительства крупнейших экономических субъектов республики.

Население города характеризуется быстрым темпом прироста, что обусловлено внутренней миграцией из других регионов и высоким уровнем рождаемости. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики постоянно проживающее население города на январь 2017 год составляло 980 тыс. человек, число наличного населения составляет 1,1 млн. человек. Согласно демографическому прогнозу ожидается, что к 2020 году население вырастет до 1,2 млн. человек.

В городе Бишкек относительно молодой состав населения – 46 процентов общей численности составляют дети и подростки, 43 процента – лица трудоспособного возраста и 11 процентов – старше трудоспособного возраста.

Город Бишкек всегда был и остается многонациональным городом, где проживает более 20 национальностей, что способствует культурному многообразию жизни.

Географическое расположение города, транспортное соединение с крупными городами Центральной Азии, расположение на крупнейших транснациональных автомобильных магистралях, а также присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу, открывают широкие возможности для того, чтобы Бишкек занял достойное место в глобальной экономике и международной конкуренции между городами.

На сегодняшний день валовый региональный продукт, производимый городом, составляет 36,8 процентов от общегосударственного. Основными экономическими направлениями, формирующими добавленную стоимость, являются: рыночные услуги – 68%, в том числе торговля – 19%, строительство – 7%, промышленность – 5%.

Глава 2. Траектория движения

В настоящее время при поддержке партнеров по развитию (Европейский банк развития и реконструкции, Китайская Народная Республика, Швейцарское правительство, Европейский Союз) реализуются крупные муниципальные проекты по улучшению инфраструктуры и благоустройству города.

Первое направление связано с улучшением водоснабжения и реабилитации канализации города. Здесь основные усилия будут приложены к увеличению мощности на водозаборе “Орто-Алыш”, строительству магистрального водопровода и канализационного коллектора, реконструкции водопроводных сетей. Благодаря этому улучшится доступ горожан к чистой питьевой воде и канализации.

Полным ходом идет реализация проекта по улучшению системы управления твердыми бытовыми отходами. Планируется полное закрытие и рекультивация существующей свалки твердых бытовых отходов, и строительство нового санитарного полигона, также мусоросортировочного цеха, соответствующих международным стандартам. Для улучшения санитарного состояния города и своевременного вывоза мусора приобретено более 5000 контейнеров, 33 мусоровоза и построено 800 площадок для сбора мусора.

Особая роль отводится улучшению транспортной инфраструктуры города, направленной на повышение уровня дорожной безопасности и качества транспортного обслуживания населения. При поддержке Правительства Китайской Народной Республики уже построено и реабилитировано 5 улиц, протяженностью 6,32 км.

В 2016 году началась реализация Программы по реконструкции и реабилитации межквартальных и внутри микрорайонных дорог. Это означает, что одновременно с центральными улицами и магистралями осуществляется ремонт дорог местного значения в микрорайонах и жилых кварталах. Программа охватывает 92 улицы общей протяженностью 98 км и рассчитана на срок до 2018 года.

Восстанавливаются и благоустраиваются остановочные комплексы, обустраиваются перекрестки на центральных улицах города с организацией “островков безопасности” для пешеходов. В целях обеспечения безопасности пешеходов, произведена реконструкция 2-х подземных пешеходных переходов, ведутся работы по строительству 2-х надземных переходов в местах интенсивного движения пешеходов. Установлены разделительные ограждения по ключевым магистралям города, организовано круговое движение на отдельных перекрестках.

Приводятся в соответствие технические средства регулирования дорожного движения, за последние два года установлено и заменено более 4000 дорожных знаков, обновляется дорожная разметка, дополнительно установлено 10 светофорных объектов, дополнительные секции на 16 светофорных объектах, звукосигнальные устройства для лиц с ограниченными возможностями здоровья на 13 перекрестках. Следует отметить, что с 2016 года практически вся дорожная разметка выполняется из долговечных материалов (термопластик, холодный пластик, со светоотражающими элементами), отвечающих современным требованиям.

Проведена работа по повышению надежности функционирования энергохозяйства Бишкекского троллейбусного управления. Ведется целенаправленная деятельность по пополнению парка комфортабельным пассажирским транспортом большой вместимости, в ближайшее время в городе появится 52 новых троллейбуса.

В сфере городского освещения проводится последовательная работа по замене существующих светоточек на современные энергосберегающие осветительные приборы типа LED. С 2016 года модернизировано 38 процентов от общего количества действующих светоточек или более 10 тыс. единиц.

В 2017 году завершился проект реконструкции Бишкекской ТЭЦ. По итогам проведенных работ установленная мощность ТЭЦ достигла 812 МВт, следует отметить, что в ходе реконструкции внедрена система полноценной очистки дымовых газов с целью снижения ущерба окружающей среде и отвечающая самым жестким экологическим требованиям.

В целях улучшения качества электроснабжения и обеспечения энергетической безопасности столицы, завершается строительство трех высоковольтных подстанций “Орто-Сай” (Орто-Сайский рынок), “Спорт” (ул.Исанова/пр.Чуй), “Бишкек” (ул.Т.Айтматова/ул.Салиевой, Саратовская), общая стоимость проекта составила 8,5 млн. долл. США. В целях обеспечения северной части города электричеством построена линия электропередач от подстанции Тепличная до жилого массива “Калыс-Ордо”, протяженностью 8 км.

Впервые в истории энергетической отрасли Кыргызстана, в целях улучшения экологической ситуации и снижения потребления топливных ресурсов, в городе Бишкек силами КП “Бишкектеплоэнерго” построен промышленный гелиоколлектор на котельной “Гагарина” в микрорайоне Джал площадью 800 м2 и мощностью 0,5 МВт. С учетом успешных результатов данной инициативы муниципалитет планирует строительство гелиоколлекторов на 64 городских котельных.

В рамках инвестиционной программы ОсОО “Газпром-Кыргызстан” идет активная работа по газификации жилых массивов города Бишкек. На сегодняшний день завершены работы по газификации 9-ти жилых массивов города с общим охватом более 2-х тысяч домохозяйств (Керемет, Касым, Кайынды, Керамическая, Щербакова, Балбан Таймаш, Буурдинская, Жениш и Саламалик).

ОАО “Бишкектеплосеть” в 2016 году завершило строительство насосной станции № 7 для улучшения теплообеспечения и горячего водоснабжения жилых районов южной зоны.

Произведена масштабная реконструкция тепличного хозяйства МП “Зеленстрой”. Полным ходом идут масштабные работы по реконструкции питомника, что позволит в ближайшие 3-4 года обеспечить столицу высококачественным посадочным материалом собственного производства.

Учитывая, плачевное состояние, что зеленый фонд, не обновлено которого не производилось последние 20 лет, мэрией реализуется программа реконструкции городского озеленения, в рамках которого МП “Зеленстрой” начал активную посадку крупномерных саженцев. В текущем году высажено более 6000 деревьев. Всего в течение года планируется посадить более 15 тысяч крупномерных саженцев, таких как клен, дуб, катальпа, береза, ясень, каштан, тополь, платан и липа.

Для обеспечения полива в период с 2016-2017 годы построено и реконструировано 35 км ирригационных сетей, 8,1 км поливочного водопровода, запущено в эксплуатацию 15 скважин.

Для обеспечения эффективной работы муниципальных предприятий с учетом поставленных задач, значительные средства городского бюджета направлены на обновление парка специализированной техники. Только за 2017 год было приобретено 48 единиц различных машин и оборудования.

Впервые для своевременной уборки и обслуживания городских дорог, тротуаров и парковых зон в летнее и зимнее время закуплена специализированная снегоуборочная техника, тротуарно-подметальные машины и минитрактора.

За период 2016-2017 годы были построены и открыты и реконструированы следующие объекты социальной инфраструктуры: две школы в жилом массиве “Калыс-Ордо” на 660 мест и в микрорайоне “Джал” на средства гранта Китайской Народной Республики на 600 мест, 3 детских садика в жилищных массивах “Кок-Жар” на 280 мест, “Кайынды” на 50 мест, “Колмо” на 140 мест. На стадии завершения строительства школа в жилом массиве “Ак Ордо”. Производятся ремонтно-строительные работы с усилением несущих конструкций по 4-м школам. Благодаря этому увеличится мощность на 2800 посадочных мест. Возвращены и отремонтированы 2 детских сада в мкр.Асанбай и по пр. Молодой Гвардии, переданные впоследствии Общественной Организации “Оберег”, “Рука в руке”.

В плане развития городской культуры и создания городских общественных пространств и событий в городе проведены такие мероприятия, как международный Бишкекский форум культур встреча Азиатско-тихоокеанского сектора CIOFF, в рамках которого представлена презентация кыргызской культуры в рамках официальных международных организаций и национальных культур мира; по эстафете проводятся районные музыкальные вечера под открытым небом; проведен III международный фестиваль классической музыки TENGRI music 2017. В целях пропаганды здорового образа жизни, массового привлечения детей и подростков занятиям физической культуры и спорта во всех общеобразовательных школах проводится проект “Школьная Лига” по 13 видам спорта, с общим охватом участников более 8000 детей и подростков. Особенность проекта заключается в том, что в данном проекте принимают участие дети и подростки, не задействованные в спортивных кружках.

Глава 3. Факторы, влияющие на развитие

§ 1. Географический фактор

Для города Бишкек уже сейчас характерна сверхконцентрация населения, при этом ожидается, что население будет постоянно расти. Это приведет к росту давления на обязательства города и уже сейчас необходимо об этом задуматься. Также характерны сложные сейсмологические и инженерно-геологические условия.

Градостроительное расширение города ограниченно с севера и юга, так как основная часть северных районов города расположена в зоне 10-бальной сейсмичности, в условиях просадочных грунтов.

На юге город вплотную приблизился к тектоническому разлому и подошвам Центрального и Западного холмов. Данный фактор серьезно ограничивает расширение зоны развития и застройки.

Вместе с тем, согласно генеральному плану города Бишкек предполагается расширение города в западном и восточном направлении, в котором возможна застройка. Однако, данные территории в настоящее время находятся в административных границах Сокулукского и Аламединского районов.

Существует потребность в урегулировании вопроса передачи в муниципальную собственность анклавных территорий, определения и утверждения административных границ города.

§ 2. Урбанистический фактор

Генеральный план развития города Бишкек на период до 2025 года не в полной мере отвечает сложившейся градостроительной ситуации. В последние годы, как вынужденная мера при отсутствии ПДП города и схемы развития инженерных сетей, проектирование и строительство зданий и сооружений ведется в соответствии с эскизами проекта застроек, то есть без наличия полноценной градостроительной документации. Бессистемность застройки городских территорий можно отнести как к одному из сдерживающих факторов прогрессивного городского развития.

Сегодня ситуация характеризуется почти полным отсутствием удобных для строительства территорий. Город испытывает большие трудности с выделением и формированием муниципального земельного фонда, необходимого для строительства объектов социально-бытового назначения и жилищного строительства.

Развитие инженерных сетей города Бишкек требует разработки комплексной программы развития, реабилитации, модернизации и увеличения мощностей.

Вследствие бессистемного отвода земель муниципалитет сталкивается с необходимостью внепланового использования городских и пригородных земель, что приводит к перегрузке и ускорению износа обслуживающей инфраструктуры, увеличению аварийности городских сетей и снижению доступа к ним при строительстве новых объектов.

§ 3. Инфраструктурный фактор

Обслуживающая городская инфраструктура на сегодняшний день имеет высокую степень износа. Все базовые инфраструктуры требуют скорейшего обновления и модернизации, в соответствии с растущими потребностями горожан в комфортной городской среде. В первую очередь, требуется модернизация и увеличение мощностей городских систем, обеспечивающих население водой и электроэнергией. Нуждаются в обновлении системы канализации, теплоснабжения, обеспечение уличным освещением, сортировки бытового мусора.

Чрезвычайно актуальным становится вопрос активной транспортной политики и регулирования уровня автомобилизации населения. Пересмотр приоритетов от личного транспорта к общественному транспорту, за счет повышения качества транспортного обслуживания (увеличение доли комфортабельных автобусов и троллейбусов большой вместимости, увеличение регулярности и сокращение интервалов движения по маршрутам), улучшения организации и повышения уровня безопасности дорожного движения, с применением современных автоматизированных систем управления, упорядочения парковки автотранспорта и развития велоинфраструктуры.

Для решения транспортных проблем и недопущения образования “дорожных заторов”, необходима полноценная реализация Программы по реконструкции и реабилитации межквартальных и внутри микрорайонных дорог и Концепции развития уличных дорожных сетей на 2016-2018 годы, предусматривающих реконструкцию существующих и строительство новых дорог, особенно в жилых массивах города, с учетом формирования парковочного пространства, благоустройства остановочных комплексов и конечных остановочных пунктов по маршрутам движения общественного транспорта, строительства транспортных развязок, эстакадных мостов, надземных переходов, реализацией других мероприятий по улучшению городской инфраструктуры и улучшению организации дорожного движения.

§ 4. Социальный фактор

Среди основных социальных проблем следует выделить переуплотнение дошкольных и школьных учреждений, недостаточное материально-техническое обеспечение систем городского образования, здравоохранения и культуры. Немаловажное значение имеет усиление адресного подхода поддержки малоимущих жителей, профилактики и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня насилия и жестокого обращения с женщинами и детьми.

Современная городская культура испытывает нехватку культурно-просветительских и спортивно-развлекательных объектов, необходимость создания благоприятных условий для массового отдыха горожан и гостей столицы, обеспечения сохранения объектов культурного наследия.

Остро стоит вопрос об обеспечении сбалансированности и справедливости доступа к качественным социальным услугам, независимо от территориального размещения. Все части города, особенно жилые массивы нуждаются в доступе к объектам социальной инфраструктуры.

§ 5. Экологический фактор

На ухудшение экологической ситуации сказываются три фактора: быстрые темпы урбанизации, увеличение плотности населения и сокращение количества зеленых насаждений общего пользования.

Так, раньше город Бишкек считался одним из самых зеленых городов СССР, когда на одного горожанина приходилось 21 кв. метров зеленых насаждений, сейчас этот показатель снизился до 11 кв. метров.

Необходимо принять во внимание вероятные риски снижения приточности горных рек, в том числе, рек Аламедин и Ала-Арча, а также в БЧК, что скажется в целом на экологической ситуации в городе.

§ 6. Экономический фактор

Формирование и исполнение бюджета города не в полной мере отвечает приоритетам и нуждам населения. Город Бишкек, обеспечивая значительную часть государственного бюджета, оставляет в местном бюджете лишь 32 процента доходов.

Финансовое обеспечение как вопросов местного значения, так и прямых расходных обязательств Правительства Кыргызской Республики в условиях ограниченности ресурсов, вызывает значительные риски системного кризиса в бюджетной политике города.

Из бюджета города Бишкек финансируются расходные обязательства Правительства Кыргызской Республики в сфере налоговой политики, охраны общественного порядка, экологии, государственных гарантий по образованию и другие.

У местного самоуправления отсутствуют четко регламентированные механизмы и методы воздействия на увеличение налоговых поступлений. Достижение эффективного использования внутренних ресурсов возможно путем улучшения администрирования поступлений налоговых платежей. В то же время, данная функция находится вне компетенции органов местного самоуправления.

Глава 4. Целевая группа горожан

Учитывая главные демографические характеристики населения города, необходимо отметить, что доминирующие социально-общественные процессы будут связаны с молодым поколением. Это определяет, что в политике города первым фокусом должно стать создание благоприятной городской среды для молодежи.

Вместе с тем, Бишкек является столицей Кыргызстана, где размещены государственные, административные, дипломатические и международные учреждения. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость учета интересов второй целевой группы и формирование политики города по созданию комфортного городского бизнес климата.

Благодаря природно-климатическим характеристикам, географическому расположению города, а также благоприятному визовому режиму, Бишкек является одним из ключевых пунктов в туристических маршрутах зарубежных гостей. В этой связи, город должен предусмотреть в своей политике формирование среды, позволяющей иностранным туристам максимально комфортно и безопасно находиться в Кыргызстане.

Заключительная фокусная группа привязана к периферийным территориям и здесь обязанность муниципалитета создать равные и справедливые условия жизни для горожан, проживающих удаленных районах города.

Раздел III. Образ будущего

Глава 1. Выбор модели

В рамках настоящей программы будет задан вектор на формирование города Бишкека, как города благоприятных условий через три ключевых преобразования: преобразование инфраструктуры, преобразование социально-культурного пространства, преобразование среды управления посредством внедрения современных технологий.

К 2020 году будет задан устойчивый тренд развития города Бишкек с целью создания яркого по образу и событиям, комфортного и уютного по проживанию, вариативного и устойчивого по возможностям современного города, с собственной культурной уникальностью.

Городу Бишкек будет возращен статус экологически чистого города, и он станет самым лучшим в Центральной Азии с точки зрения благополучия для здоровья горожан. Здесь будут внедряться и использоваться современные технологии, методы и способы улучшения экологической среды, обеспечение чистоты и устойчивости городской среды посредством реализации программ по озеленению города и территорий, прилегающих к южной части города (зеленые “легкие” города).

Социальное обеспечение горожан будет доступно и по качеству своих услуг будет обеспечен одинаковый уровень независимо от месторасположения.

Город Бишкек будет гармоничным с точки зрения обеспечения комфортного и свободного времяпровождения, эффективной трудовой занятости, благополучного природного окружения, и стабильной общественной обстановки.

Глава 2. Основные принципы

Принцип приоритетности потребностей и нужд горожан в деятельности муниципалитета с ориентиром на комфорт и качество жизни;

принцип ориентированности на повышение конкурентоспособности города в международном и региональном масштабе;

принцип справедливости и равномерности развития городских территорий и различных категорий горожан;

принцип культурного, национального, религиозного, деятельностного разнообразия и толерантность отношений;

принцип проактивного образа жизни горожан и организация городских пространств, удобных для этого;

принцип усиления роли и активности горожан за качество жизни в городе;

принцип ответственности и подконтрольности деятельности муниципалитета городской общественности.

Раздел IV. Приоритетные направления

Глава 1. Продуманное развитие территорий

Для дальнейшего развития столичных функций, международного туризма и внешнеэкономической деятельности, коммерческо-деловой и обслуживающей сферы, торговли, деловых услуг и управления, с учетом утвержденного Генерального плана развития города Бишкек планируется совершенствование существующей застройки и проектирование пространств под новые общественные центры различного уровня.

Формирование Бишкекской агломерации и создание новых центров активности и притяжения на периферии, развитие инфраструктурных объектов и коммуникаций в жилых массивах (газ, вода, дороги, транспорт, учреждения дошкольного и школьного образования, здравоохранения), стремление к обеспечению шаговой доступности основных объектов социальной инфраструктуры – парков, школ, детских садов, городских библиотек и центров обслуживания, центров семейной медицины (ЦСМ), спортивных объектов.

Проработать и утвердить новые административные границы города. Город Бишкек обретет новый облик визуально привлекательного города в лучших традициях градостроительства, развития парков, общественного транспорта, достопримечательностей с применением новых технологий и возможностей.

Муниципалитет планирует следующие шаги:

формирование открытой и компактной планировочной и архитектурно-пространственной структуры Бишкека с созданием выразительной архитектурно-пространственной композицией города и комфортной городской среды, при взаимоувязанном формировании системы общественных центров, культурно-исторических комплексов и транспортной инфраструктуры города и пригородов;

утверждение административной границы города Бишкек;

разработка Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) города Бишкек;

продолжить работу по разработке и утверждению градостроительной документации города Бишкек;

обеспечение источником водоснабжения и системой водоотведения Южного планировочного района на 100 тыс. жителей;

разработка и реализация архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Бишкек;

рассмотрение вопроса поэтапной замены воздушных электрических сетей на подземные;

с учетом ограниченности пространства и необходимости увеличения мощностей в условиях уплотненности общеобразовательных учреждений, предусмотреть строительство дополнительных корпусов и пристроек на территории существующих школ и детских садов в центральной части города;

картирование потребностей строительства новых Центров семейной медицины совместно с Министерством здравоохранения, с привлечением общественных организаций.

Глава 2. Удобная логистика и мобильность

К 2020 году территория города Бишкек на 100 процентов охвачена общественным автомобильным транспортом с шаговой доступностью 400-600 метров, сформирована оптимальная маршрутная сеть удобная для всех категорий населения и гостей столицы. Городская маршрутная сеть и схемы движения пригородных маршрутов общественного транспорта скоординированы. Увеличен охват города троллейбусным сообщением.

Созданы экономические и другие условия для устойчивой работы общественного транспорта и обновления подвижного состава. Не менее чем до 50 процентов увеличена доля перевозок общественным транспортом большой вместимости (автобусы и троллейбусы).

Снижена нагрузка на основные центральные дороги города, за счет строительства новых дорог и реконструкции существующей улично-дорожной сети, с учетом организации парковочного пространства, а также повышения привлекательности общественного транспорта.

Сформирована необходимая дорожная и транспортная инфраструктура: выполнено строительство надземных пешеходных переходов в местах интенсивного движения пешеходов, осуществлено строительство недостающих остановочных комплексов, остановки общественного транспорта благоустроены, обеспечены необходимой инфраструктурой конечные остановочные пункты, улично-дорожная сеть обеспечена необходимыми техническими средствами регулирования дорожного движения.

Упорядочена система парковок, эффективно работает система принятия мер к нарушителям правил парковок и правил дорожного движения, снижена вредное воздействие автомобильного транспорта на атмосферный воздух.

Настоящая Программа предусматривает:

строительство новых городских дорог протяженностью 207 км, реабилитацию свыше 424,8 км дорог;

благоустройство 110 остановочных комплексов, дополнительное строительство 32 новых остановочных комплексов, обустройство 19 конечных остановочных пунктов;

пополнение автобусного парка города на 350 единиц новых автобусов, с поэтапным замещением микроавтобусов на городских маршрутах;

закупку 50 новых троллейбусов, с открытием трех дополнительных троллейбусных маршрутов и увеличением среднего ежедневного выпуска на линию до 140 троллейбусов;

повышение требований к водителям общественного транспорта, усиление контроля за соблюдением ПДД и Правил пассажирских перевозок, с принятием строгих мер к нарушителям;

инициирование перед Министерством транспорта и дорог Кыргызской Республики вопроса организации на пригородных территориях двух современных автостанций (восток-запад) с целью организации стоянок пригородного и иногороднего общественного транспорта и использованием городского общественного транспорта для перемещения по городу Бишкек;

введение, совместно с уполномоченными государственными органами системы контроля и мониторинга вредных выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта;

внедрение систем автоинформирования и электронной безналичной оплаты проезда в общественном транспорте города Бишкек;

формирование нормативно-правовой базы, необходимой для упорядочивания парковки на городской территории, для привлечения инвесторов в данную сферу;

внедрение современной автоматизированной системы платной парковки на 47 муниципальных парковках вдоль городских дорог в рамках проекта государственного частного партнерства;

формирование условий для использования велосипеда, как транспорта для перемещения по городу (расширение сети велодорожек, создание выделенных полос для общественного транспорта и велосипедистов, инициирование внесения необходимых изменений в Правила дорожного движения и другие нормативные документы).

Глава 3. Благоустройство и комфорт жизни

Основные усилия городских властей направлены на обновление городской среды и модернизацию городской инфраструктуры: водоснабжение и водоотведение, тепло- и газоснабжение, озеленение, лифтовое хозяйство. В перспективе городская инфраструктура в состоянии эффективно обслуживать процесс дальнейшего развития столицы и соответствует потребностями горожан и гостей столицы в комфортной и безопасной городской среде, с достойным уровнем и качеством жизни.

В рамках Программы планируется:

реализация проекта “Наружное освещение городских улиц”, продолжение замены существующих источников света на светодиодные энергосберегающие и строительство новых линий уличного освещения, что позволит снизить расходы на электроэнергию до 70 процентов и улучшить освещенность городских улиц;

ежегодное строительство сети распределительных газопроводов в жилых массивах города и увеличение охвата населения жилых массивов города обеспеченностью газом;

обновление базы химико-бактериологической лаборатории ПЭУ “Бишкекводоканал”;

в целях экономного использования водных ресурсов, установка индивидуальных приборов учета воды в количестве 214 тыс. единиц;

инвентаризация водопроводных и канализационных сетей на городском, районом, квартальном уровнях;

реконструкция и ремонт тепловых сетей ОАО “Бишкектеплосеть” по 6,5 км и по КП “Бишкектеплоэнерго” по 2 км ежегодно;

посадка 46 тыс. деревьев и 15 тыс. кустарников и увеличение зеленых площадей 11 кв. метров на одного человека до 17 кв. метров;

разработка и легитимизация единой методики расчета площади зеленых насаждений в городе Бишкек;

разработка комплекса мер и требований по снижению пылевого загрязнения в городе Бишкек;

строительство, восстановление и капитальный ремонт поливочного водопровода 89 км;

строительство 23 км новых и реконструкция 81 км существующих коллекторно-дренажных сетей;

модернизация в рамках инвестиционного проекта 650 муниципальных лифтов в городе, с дальнейшей передачей в общую долевую собственность жителей, разработкой тарифной политики, позволяющая обеспечить надлежащую эксплуатацию и содержание лифтов, с рассмотрением вопроса создания накопительного фонда для последующей модернизации лифтов;

включение вопросов по ремонту лифтов, не состоящих в реестре муниципальной собственности, в перечень приоритетов для выделения стимулирующих грантов из городского бюджета;

реализация программы архитектурной подсветки зданий и общественных пространств, как особого направления формирования повседневного и праздничного облика города в вечернее и ночное время;

создание “Единого информационно-расчетного центра по начислению, сбору, обработке и учету всех коммунальных услуг”.

Глава 4. Многообразие городской жизни

Особое внимание и понимание важности уделяется городским идеям по возрождению городской культуры, формированию идеологии города, созданию и развитию общественных городских пространств, пространств творческой свободы, объединяющих людей, центров активности и притягательности горожан и гостей столицы, созданию исторических ансамблей, городских достопримечательностей и мест посещения туристов, насыщению жизни культурными процессами.

Будут активно применяться возможности современных информационных технологий, создаваться новая инфраструктура и объекты, выстраиваться логистика и новые форматы, способствующие созданию общественно-полезных городских пространств и мест активности для всех категорий горожан, мест для привлечения туристов характеризующих город и формирующих городскую культуру.

Будут развиваться парковые зоны и зоны отдыха, городские театры, произойдет реформирование и реновация городских библиотек с использованием современных технологий и возможностей функционирования в новых форматах, привлекающих молодежь и старшее поколение, развиваться общегородские и международные культурно-массовые мероприятия, и фестивали, вестись пропаганда здорового образа жизни.

Получат развитие и создание социально-культурная инфраструктура и места в жилых массивах города. Город будет развиваться как событийный, культурный город. При этом усилия города будут направлены на обеспечение экологической и общественной безопасности горожан и туристов.

Муниципалитет планирует следующие мероприятия:

совместно с руководством ВУЗов и министерством образования КР модернизация прилегающих территорий образовательных учреждений с целью создания общественных мест активности для молодежи;

реконструкция парковых зон – парки “Молодежный”, “Карагачевая роща”, “им.Фучика” и “им.Асанова”;

реконструкция и благоустройство территорий набережных и вдоль каналов, русла рек “Аламедин” и “Ала-Арча”, “Большого Чуйского канала” с целью создания общественно-полезных городских пространств;

создание между крупными общественными центрами притяжения торгово-коммерческих улиц и площадей с преимущественным пешеходным движением, бульваров и аллей;

создание/определение одной из центральных улиц города Бишкек (например, ул.Абдымомунова) исключительно для пешего перемещения и создание в выходные дни пространств активности горожан;

развитие смотровых площадок, благоустройство и создание соответствующей инфраструктуры для привлечения туристов;

строительство 100 метровой смотровой башни в южной части города;

создание городской филармонии на базе МЦ “Жаштык”;

строительство городского стадиона;

создание городского спортивного многофункционального комплекса на базе стадиона “Спартак”;

проведение конкурсов, фестивалей арт-инсталляций, скульптур, малых архитектурных форм (фестиваль уличных театров, концерты разножанровой музыки под открытым небом, фольклорный фестиваль в рамках CIOFF, Школьная лига).

Глава 5. Экономическая активность города

Муниципалитет осуществляет стратегическое планирование деятельности столицы и обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие города Бишкек, с учетом возложенных на него функций, создает условия для развития городской экономики.

Приоритетными экономическими направлениями мэрии являются:

содействие улучшению инвестиционного климата и привлекательности города, увеличение объемов внутренних и внешних инвестиций;

улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса, оказание активной консультационной поддержки;

применение механизмов государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам города;

обеспечение поступлений в местный бюджет в соответствии с утвержденным прогнозом;

улучшение администрирования поступления налогов в бюджет города;

разработка предложений по оптимизации доходов и расходов местного бюджета.

За январь-июль 2017 года темпы роста валового регионального продукта составило 105%. Удельный вес столицы в общем объеме ВВП Кыргызской Республики составляет 36,8%.

По состоянию на 1 сентября 2017 года на территории города Бишкек зарегистрировано 105,6 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 62,6 тыс. юридических лиц и 43 тыс. физических лиц. Основную долю юридических лиц составляют малые предприятия – 96,6%, средние – 2,1% и крупные предприятия города Бишкек – 1,3%.

За 8 месяцев 2017 года произведено продукции на сумму 22652,4 млн. сом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, индекс физического объема промышленной продукции составил 101,4%. В целях поддержки развития малого и среднего предпринимательства, разрабатывается идея по созданию Бизнес-навигатора – интернет ресурс, ориентированный на информационные потребности предпринимателей.

Номинальная заработная плата по городу Бишкек (без малых предприятий) сложилась в размере 19286 сомов и по сравнению с январь-июль 2016 года увеличилась на 76%.

На учете в службах занятости на 1 сентября 2017 года состоит 6,5 тыс. человек или уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 16,8%.

Официальный статус безработного имеют 4,9 тыс. человек. Трудоустроено 6518 человек или 102%. На профобучение направлено 899 человек и на общественные работы – 111.

За первое полугодие 2017 года создано 9888 рабочих мест (150% к аналогичному периоду 2016 года).

По оперативным данным Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики в январе-июле 2017 года бюджет города Бишкек исполнен с профицитом в сумме 247,3 млн. сом. Для увеличения поступлений налогов в местный бюджет осуществляется строгое администрирования налогов, таких как: земельный налог, налог на движимое и недвижимое имущество, налог на основе добровольного и обязательного патента.

За январь-август 2017 года прогноз местного бюджета выполнен на 91,9%.

Мэрия города Бишкек осуществляет деятельность по привлечению инвестиций и грантовой поддержки реализации инфраструктурных проектов для обеспечения бесперебойной работы систем водоснабжения, канализации и очистных сооружений; реконструкции и строительства дорог и улиц; организации освещения мест; благоустройства и озеленения мест общественного пользования; организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов; обеспечение функционирования муниципального транспорта.

Мэрией города Бишкек в рамках реализации Закона Кыргызской Республики “О государственно-частном партнерстве” осуществляется работа по разработке проектов “Организация муниципальных парковок вдоль дорог”, “Улучшение городского транспорта”, “Строительство дошкольных учреждений в городе Бишкек”. А также привлечение частных партнеров для дальнейшей разработки и реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства в других сферах деятельности города Бишкек.

В целях внедрения инновационных управленческих и информационных технологий предстоит разработать и внедрить программу “Электронные торги”, также внедрить билинговую систему оплаты арендаторами объектов муниципальной собственности (личный кабинет).

Глава 6. Социальная справедливость и возможности

В целях обеспечения социальной справедливости необходимо создание равных возможностей для реализации способностей и удовлетворения жизненных потребностей всех горожан, независимо от места проживания, социальной и деловой активности, социального статуса, биометрических данных, идей, взглядов и др. предпочтений.

Основной задачей муниципалитета по обеспечению социальной справедливости является переформатирование уже имеющейся инфраструктуры, социальных объектов города, материальных и человеческих ресурсов для создания и развития новых более востребованных социальных объектов и услуг, а также выравнивание обеспеченности периферийных районов города всеми видами услуг, а также объектами социально-культурной, коммунальной и энергетической инфраструктур за счет строительства новой инфраструктуры и инженерно-коммуникационных сетей.

Столица страны должна обеспечить равенство возможностей и свободу выбора по образу жизни, по доступу к основным общественным благам – образованию, отдыху, здоровью, мобильности, информации и развитию.

Инфраструктурные проекты и идеи уже нашли свое отражение в других разделах Программы. В усиление эффекта достижения социальной справедливости и обеспечения равных возможностей всем группам населения муниципалитет планирует осуществить следующие шаги:

поэтапное преобразование 28 муниципальных библиотек в общественные пространства для формирования различных внутренних культур с привлечением молодых специалистов, созданием на их базе различных площадок (коворкинг, “Библионяня”, “Библио-кафе”);

завершение строительства Детской школы искусств № 4 с обеспечением мест для социально уязвимых групп населения;

установка уличных тренажеров в парковых зонах и местах отдыха людей, ежегодно по два комплекта на каждый район с учетом потребностей и особенностей ЛОВЗ;

улучшение жилищных условий граждан при поддержке органов местного самоуправления города Бишкек, строительство на долевой основе 360 кв. жилых домов;

создание равных и справедливых условий жизни и быта для горожан, проживающих в удаленных периферийных районах города;

строительство спортивного ядра микрорайона или квартала на базе спортивных площадок ВУЗов, школ;

реконструкция существующих спортивных площадок общего пользования;

реконструкция детских плавательных бассейнов;

внедрение электронной очереди на поступление в общеобразовательные учреждения города Бишкек в целях соблюдения принципов обеспечения равных возможностей и доступа к общеобразовательным услугам;

строительство социального приюта для лиц без определенного места жительства;

развитие новых методов предоставления муниципальных услуг в социальных организациях города;

строительство Академии искусств для детей подростков;

заключение договоров с ВУЗами для подготовки и переподготовки педагогических кадров в социальной сфере, образования и социальной защиты;

внедрение института участкового социального работника;

усиление адресности социальной помощи и адресной поддержки населения;

проведение общественного мониторинга доступа ЛOB3 и пожилых людей к инфраструктуре города с привлечением неправительственного сектора;

объединение усилий гражданского сектора, международных организаций и органов городского управления по защите прав детей, в рамках реализации проекта “Школа без насилия”;

поддержка развития частных образовательных учреждений интегрированных в общую систему образования через государственное частное партнерство;

ввести систему финансирования социально-значимых проектов в рамках государственного муниципального социального заказа;

через Программу мэрии города Бишкек по поддержке инициатив местного сообщества за счет стимулирующих (долевых) грантов ввести практику финансирования приоритетных направлений в части институционального укрепления местного сообщества;

образовать постоянно действующую платформу для городского форума для обсуждения актуальных вопросов при реализации Программы;

создание городской электронной биржи труда (онлайн) для лиц, нуждающихся во временном трудоустройстве;

развитие подпрограмм с привлечением международных организаций “Бишкек – город дружественный для детей и молодежи”;

поэтапное строительство четырех ФОКов за счет пересмотра бюджета ФК “Алга-Бишкек”;

расширение возможностей музыкальных школ путем преобразования в школы искусств;

проведение инвентаризации системы здравоохранения, улучшение материально-технической базы ЦСМ;

строительство четырех инновационных центров развития молодежи;

образование городского комитета молодежи.

Раздел V. Развитие районов

Глава 1. Ленинский район

Ленинский район расположен в юго-западной части города Бишкек, занимает территорию в 5873 гектаров и является самым большим районом по занимаемой площади.

Ленинский административный район можно охарактеризовать как разносторонне развивающийся район, так как на территории расположены флагманы промышленности столицы – 76 предприятий (СЭЗ “Бишкек”, ОАО “АРПА”, ОАО “БМЗ” ГП “БШЗ”, ЗАО “Кока-Кола Бишкек Боттлерс”, ЗАО “АКУН”, ОсОО “Кыргыз Коньягы”, ЗАО “Бета Кыргызстан Интернешнл”, ОсОО “Лина” и др.). Сферу торговли и обслуживания представляют более 1400 хозяйствующих субъектов. Крупные из них: ТРК “Азия Молл”, ТК “Беш-Сары”, ТЦ “Берекет Гранд”, ТЦ “Весна” (бывший Рахат Пэлэс), кинотеатры “Октябрь” и “Манас”.

Высшие учебные заведения, такие как Кыргызский национальный университет им.Ж.Баласагына, Кыргызская государственная юридическая академия при Правительстве Кыргызской Республики, Бишкекский гуманитарный университет им.К.Карасаева, Кыргызско-Турецкий Университет “Манас”, Международный университет Кыргызстана, Финтех, Бишкекская финансово-экономическая академия расположенные в Ленинском административном районе, формируют кадровый потенциал как столицы, так и республики в целом.

Видение перспектив развития Ленинского района, как района с развитой инфраструктурой, социально-культурными объектами, включая жилые массивы района.

В целях снижения нагрузки на центральные школы, поликлиники, существенной разгрузки городских дорог, разностороннему развитию подрастающего поколения, а также обеспечения горожан и жителей района рабочими местами, планируется осуществить постройку новых школьных и дошкольных образовательных учреждений, центров детского творчества, спортивных комплексов. В целях улучшения доступа жителей новостроек к видам первичной медицинской помощи, предполагается строительство нового корпуса станции скорой помощи на 5 автомашин на территории ЦСМ № 1 по ул.Сельсоветская (р-н Кызыл-Аскера), рентгенкабинета и конференц-зала на базе ЦСМ № 3, строительство филиалов ЦСМ и ФАП в жилых массивах Ак-Орго, Арча-Бешик, Ала-Too, Чон-Арык, Ак-Ордо.

Для решения экологической проблемы района и города в целом, обеспечения населения чистой питьевой водой, полива зеленых насаждений, улучшения эстетического вида, а также создания благоприятных условий, предполагается улучшение инфраструктуры водопроводного и канализационного хозяйства, реконструкция и строительство новых ирригационных систем, реконструкцию тротуаров, а также провести капитальную реконструкцию парка им.Фучика.

Глава 2. Октябрьский район

Октябрьский район расположен в южной части города Бишкек и занимает площадь в 3325 гектаров. Район занимает ведущую роль в промышленном комплексе столицы, так удельный вес района в объеме производства промышленной продукции города составляет 20,5%.

Октябрьский район столицы характеризуется как “спальный район”. Вместе с тем в районе последние годы идет активная застройка и освоение территории. В перспективе район должен стать центром отдыха, досуга горожан и гостей столицы, с развитой и благоустроенной социальной и культурной инфраструктурой, общественным транспортом, с современными скверами и парками.

Наличие свободных от застройки земельных площадей в южной планировочной зоне столицы позволяет разработать концепцию их освоения и развития южной планировочной зоны, со строительством современных стадиона или концертной площадки для культурно-досуговых мероприятий, знакового для столицы достопримечательного сооружения, проектирование и развитие перспективных инженерных коммуникаций. Возможно освоение территории вдоль нефункционирующего канала ЮБЧК, находящейся на балансе Министерства сельского хозяйства КР, под благоустройство и организацию велодорожек и мини зон отдыха для жителей близлежащих микрорайонов. В целях улучшения экологической обстановки города, необходимы меры по выведению отдельных промышленных предприятий, СИЗО Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики находящихся на территории района за пределы столицы или на периферийные части города. Планируется строительство муниципального физкультурно-оздоровительного комплекса в микрорайоне “Асанбай”, включающего универсальный зал для игровых видов спорта, плавательный бассейн и восстановительный центр здоровья; многофункционального спортивного комплекса с крытым бассейном в микрорайоне “Асанбай”; благоустройство ЮБЧК от ул.Каралаева до ул.Юнусалиева, с устройством светомузыкального фонтана и зоной отдыха; завершение строительства пристройки концертного зала к детской музыкальной школе № 4 в 9 микрорайоне и другие объекты.

Глава 3. Первомайский район

Первомайский район расположен в центральной и северо-западной частях города. Благодаря расположению на территории района высших органов государственной власти и иных государственных органов, характеризуется как “административный” район. В районе расположена основная часть объектов историко-культурного наследия города Бишкек. Путем строительства дополнительных помещений и пристроек в существующих школах района (СШ № 6, 19, 75), а также строительства новых школ и дошкольных учреждений во всех жилых массивах района, будет способствовать снятию перегруженности и переуплотнения учебных классов.

В Первомайском административном районе, как и в других районах города, остро стоит вопрос организации досуга для горожан по месту проживания. В этих целях необходимо формирование инфраструктурных и социально-культурных объектов – летние кинотеатры, стадионы и парки, развлекательные центры и др., благоустройство фонтанов.

Наличие социально-культурных объектов или помещений на местах позволит активно и на регулярной основе с охватом большего количества населения проводить различные районные, ведомственные, общегородские культурно-массовые, спортивные, адресные мероприятия (флешмобы, концерты, акции).

В целях развития периферийных зон района важным является создание системы оперативного доступа населения к первичной медицинской помощи, объектам культурно-массового досуга и спорта, создание условий для достойной жизни, досуга и быта.

В список первоочередных мер входит: инвентаризация существующей дренажной системы, демонтаж всех существующих, неплановых и незаконных открытых и закрытых дренажных сетей в нижней зоне БЧК; проектирование и строительство локальных очистных сооружений во всех жилмассивах, где отсутствуют магистральные канализационные сети; реабилитация и реконструкция внутридомовых территорий с участием горожан верхнего ботанического массива и 110 квартала.

Глава 4. Свердловский район

Свердловский район расположен в северо-восточной части города. Район, благодаря расположению на территории, крупнейшего в Центральной Азии оптово-розничного рынка “Дордой”, а также рынков “Аламедин базары”, “Мадина”, “Таатан”, торговых центров, таких как: “ЦУМ-Айчурек”, “Дордой плаза”, “ГУМ Чынар”, “Детский мир”, “Берен Голд”, “Ред Центр” и другие, характеризуется как “торговый” район. На территории района расположены три республиканские ведомства и два посольства, находятся площадь “Победа”, сквер “Театральный”, сквер памятника “Т.Сатылганова”, четыре парка – “Аламедин”, “Кожзавод”, “40 лет Киргизии”, “Карагачевая роща”, “Красный строитель”.

Свердловский район также характеризуется как район с достаточно развитой инфраструктурой. На территории района расположена крупная тепловая электростанция Кыргызской Республики, которая входит в состав крупнейшей генерирующей компании республики ОАО “Электрические станции”, работают многочисленные объекты обеспечения жизнедеятельности горожан: медицинские и образовательные объекты, представительства государственных органов и так далее.

Для поддержания и развития швейной отрасли, районом предпринимаются определенные усилия по созданию благоприятных условий для развития Бишкек, содействие в продвижении отечественной продукции на евразийский рынок.

В целях стабильного социально-экономического развития района необходимо улучшить и развивать услуги муниципального общественного транспорта, которые играют ключевую роль в обслуживании горожан.

Кроме того, существует острая потребность в строительстве новых детских садов в жилом массиве “Бакай Ата”, “Келечек” и “Ак Бата”; строительство школ в жилом массиве “Ак Бата”, а также пристройки к существующим школам: № 12, 16, 23, 43, 67 и 87.

Формирование и реализация инфраструктурных проектов, направленных на улучшение системы жизнеобеспечения горожан, таких как: канализация, газификация, водоснабжение, модернизация лифтов, уличное и дворовое освещение, электроснабжение и так далее находятся в приоритете района. В целях устранения локальных недостатков в улично-дорожной сети необходимо устройство эстакад через речки и железнодорожные пути, также реабилитация/расширение существующих улиц и строительство новых. Территориальная администрация по Свердловскому району ставит перед собой задачу стимулирования собственников многоэтажных жилых домов в благоустройстве и содержании общего имущества и решения вопросов внутридомовых и внутриквартальных стоянок.

Кроме того планируется строительство мини-футбольных полей с искусственным покрытием СДЮСШОР им.Р.Санатбаева в микрорайоне “Восток-5”;

совместно с ОАО “Северэлектро”, ОГУКС мэрии города Бишкек установка трех дополнительных трансформаторных подстанций по ул.Элебесова, по ул.Куренкеева и на пересечении улиц Орозбекова и Баялинова;

улучшение внешнего облика района посредством ремонта и покраски фасадов зданий индивидуальных жилых домов и многоэтажных домов;

наведение порядка в прилегающих территориях и внутри рынков района;

создание электронной социальной карты района для выявления и учета уязвимых групп населения, в том числе нуждающихся в социальной помощи;

повышение эффективности профилактических мер против бродяжничества, попрошайничества и наихудших форм поведения и жизнедеятельности;

вести постоянную систему профилактических медицинских осмотров лиц, работающих на рынках, промышленных предприятиях и др. сферах услуг.

Раздел VI. Неотложные решения

Глава 1. Комплексная безопасность

Меры по обеспечению комплексной безопасности направлены на создание благоприятного общественного климата и условий, обеспечивающих безопасность проживания и нахождения в городе Бишкек, снижение уровня угроз жизни и здоровью жителей и гостей города Бишкек, охрану спокойствия и порядка, повышению степени доверия органам городского управления и другое.

Программа предусматривает реализацию мероприятий по повышению уровня дорожной безопасности, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий на территории города Бишкек.

По реализации данного направления планируется:

создание единого комплекса для управления техническими средствами регулирования дорожного движения (светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка) в целях повышения уровня безопасности дорожного движения;

замена и дополнительная установка порядка 8000 дорожных знаков на улицах города, дополнительная установка не менее 60 транспортных и 22 пешеходных светофорных объектов, модернизация 143 светофорных объектов с заменой ламповых светофоров на светодиодные и ремонт инженерных коммуникаций;

внедрение автоматизированной системы управления дорожным движением;

установка аппаратных комплексов по фото и видео-фиксации нарушений Правил дорожного движения, с организацией их содержания за счет поступающих административных штрафов;

улучшение освещенности городских улиц в ночное время суток;

внедрение централизованной системы видеонаблюдения и оповещения при чрезвычайных ситуациях в городских школах и дошкольных учреждениях.

Глава 2. Культурное возрождение

Современная городская культура будет формироваться за счет развития культурно-просветительских и спортивно-развлекательных объектов, создания благоприятных условий для массового отдыха горожан и гостей столицы, обеспечения сохранения объектов культурного наследия, проведения мероприятий, направленных на приобщение населения к культуре и искусству, расширения зон обслуживания и привлечение читателей в муниципальные библиотеки. В городе Бишкек будут созданы культурные достопримечательности и объекты, формирующие колорит города Бишкек.

Сохранение и регенерация объектов историко-культурного наследия;

создание смысловых скульптурных комплексов и памятников (к примеру, “Поговори со мной”);

реформирование и реновация городских библиотек с использованием современных технологий и возможностей функционирования в новых форматах, привлекающих молодежь и старшее поколение;

создание туристических маршрутов по культурно-историческим достопримечательностям города Бишкек и прилегающих зон отдыха;

проведение тематических международных и городских фестивалей, соревнований по видам спорта среди детей и горожан;

создание условий для приобщения пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья к активной жизненной позиции (йога, танцы, спортивные флешмобы);

приобщение детей к общественно-полезному труду.

Глава 3. E-Bishkek

Инициативы направлены на развитие применения цифровых технологий в системе городского управления, как высокотехнологичный проект в рамках проекта “Таза коом”. Реализация данного направления позволит создать гражданам благоприятные условия для работы и жизни, помочь им реализовывать свои права и свободы, повысить качество предоставления муниципальных услуг и лучших условий для бизнеса. Реализация данного проекта приведет к повышению прозрачности в системе городского управления и станет весомым инструментом по противодействию и предупреждению коррупции. Проект охватывает сферы социально-правовой жизни граждан, повышает качество и безопасность их жизни.

Основными элементами данного направления являются:

запуск проекта “Умный город”, включающего в себя такие важные компоненты как:

электронный центр управления и координации городского дорожного движения и парковочных пространств;

внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением с целью повышения эффективности обеспечения освещенностью общественных городских мест;

организация системы видеонаблюдения и видеофиксации правонарушений;

внедрение проекта “Единый информационно-расчетный центр”, функции которого будут связаны с системой электронного учета, обработки, начисления, сбора платежей коммунальных и муниципальных услуг;

создание общедоступной электронной информационной базы данных о муниципальных объектах собственности с целью повышения эффективности управления и прозрачности;

разработка порталов “Электронный ЖКХ” и “Активный горожанин” с целью предоставления горожанам оперативного доступа к информации и данным о деятельности мэрии и муниципальных служб;

внедрение системы “Электронных торгов” с целью автоматизации и обеспечения прозрачности и повышения качества порядка предоставления объектов муниципальной собственности в аренду;

внедрение проекта “Школьная карта” и создание единой платежной карты для учащихся с целью использования в общественном транспорте, для контроля посещаемости школы и оплаты за питание;

для обеспечения безопасности школьников 100 процентное внедрение системы видеонаблюдения в образовательных организациях города Бишкек;

внедрение автоматизированной системы управления муниципальными земельными ресурсами и имуществом;

организация оптоволоконной сети системы городского управления протяженностью 50 км;

установка в общественных местах, местах наибольшей концентрации молодежи, точек свободного доступа Wi-Fi, в частности на бульварах, торговых центрах, местах массового скопления людей, парковой зоне города и так далее.

Раздел VII. Управление городским развитием

Глава 1. Участники и партнеры

В целях эффективной реализации Программы социально-экономического развития города Бишкек предлагаемые идеи и направления развития принципиально оформлены в виде двух Планов реализации в соответствии с источниками и объемами финансирования – по принципу, подкрепленные финансами и не подкрепленные финансами и ресурсами.

На сегодня муниципалитет имеет успешный опыт сотрудничества с международными донорами и инвесторами по реализации проектов в сфере развития городской инфраструктуры. Важным инструментом реализации мер Программы станут проекты государственно-частного партнерства, позволяющие минимизировать бюджетные расходы.

Активно участвует и поддерживает инициативы и проекты местных сообществ, неправительственные организации, молодежи и бизнеса, по развитию общественных пространств, формированию городской среды и другие.

Несомненно, основная ответственность за качественную реализацию Планов мероприятий Программы и достижению положительных конечных результатов, лежит на городских службах, в части организации процессов по реализации намеченных планов и идей.

Ключевыми участниками и партнерами реализации Программы являются:

муниципальные территориальные управления, домовые и квартальные комитеты;

городские структуры и службы;

муниципальные предприятия;

обслуживающие организации;

международные организации и доноры;

частные инвесторы и партнеры;

государственные структуры, министерства и ведомства.

Глава 2. Финансовое обеспечение

Реализация Программы будет проводиться в рамках средств, ежегодно предусматриваемых на соответствующий год в местном бюджете, а также за счет привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Финансирование будет производиться за счет:

средств местного бюджета;

собственных средств муниципальных предприятий;

грантовых и кредитных средств международных доноров и международных организаций;

добровольных ресурсов и вкладов инициативных групп и общественных организаций;

инвестиционных средств частных партнеров и инвесторов и прочие.

На 2017 год общая сумма доходов утверждена в размере 8983,3 млн. сомов, в том числе целевые трансферты из республиканского бюджета 2068,2 млн. сомов. Целевые трансферты из республиканского бюджета, выделены, так как были внесены изменения в законодательство и снизились поступления по налогу с продаж, доля трансфертов составляет 22% от общего объема бюджета.

Прогноз на 2018 год составляет 9060,6 млн. сомов, на 2019 год прогноз составляет 9582,3 млн. сомов, на 2020 год составляет 10230,7 млн. сомов.

На реализацию данной четырехлетней программы оценочно необходимы средства в сумме 27541,146 млн. сомов (в том числе в 2017 году – 4964,753 млн. сомов, в 2018 году – 14664,929 млн. сомов, 2019 году – 4476,727 млн. сомов, 2020 году – 3434,737 млн. сомов). При этом реализация программы будет осуществлена не только за счет собственных средств муниципалитета, но и других источников, таких как кредиты и гранты инвесторов, средств республиканского бюджета и собственных средств муниципальных предприятий.

Финансовое обеспечение Программы

Млн. сом

 Муниципальные средства%Др. источники%Всего
2017 г.1889,473383075,280624964,753
2018 г.2358,4511612306,4788414664,929
2019 г.2207,737492268,990514476,727
2020 г.3050,23788384,500123434,737
 9505,8983518035,2486527541,146

Программа включает в себя реализацию проектов основанных на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Это проекты, направленные на улучшение организации муниципальных парковок и строительство дошкольных учреждений в городе Бишкек.

Также программа включает в себя мероприятия по реализации программ по нижеуказанным направлениям:

улучшение водоснабжения и водоотведение в сумме 1458,770 млн. сомов;

озеленение и благоустройство в сумме 528,300 млн. сомов;

санитарная очистка 1342,800 млн. сомов;

улучшение наружного освещения города 1324,600 млн. сомов;

улучшение дорожной инфраструктуры 14444,100 млн. сомов;

улучшение системы представления услуг общественного транспорта 837,910 млн. сомов.

Глава 3. Открытость управления

В целях повышения качества принятия управленческих решений, достижению баланса и согласования интересов различных групп горожан, мэрия города Бишкек стремится к выстраиванию системы городского управления и взаимоотношений на принципах открытости, обеспечения доступности, создания условий для активного и широкого вовлечения горожан, общественных организаций, инициативных групп и бизнес-сообществ в процессы принятия и реализации общественно значимых решений по вопросам развития и обеспечения жизнедеятельности города.

Приложение:

Программа социально-экономического развития города Бишкек на 2017-2020гг. «Город благоприятных условий»

Временно исполняющая обязанности руководителя аппарата Бишкекского городского кенеша М.Чекирова